Как избавиться от воздушных пробок в системе отопления

Как спустить воздух из батарей отопления в квартире

Спустить воздух из батареи отопления, возможно с помощью воздушного клапана. На сегодня существует два способа спустить смесь газов правильно. Делается это с помощью крана Маевского или автоматического воздухоотводчика. В старых чугунных батареях выгонять пробки можно только через обычный кран или заглушки.

Как удалить воздух из радиатора отопления? Спустить воздух из батареи! Три разных крана Маевского!

Спуск воздуха в радиаторах с краном Маевского

В изделиях последнего поколения, а именно алюминиевых, биметаллических, стальных и чугунных радиаторах для удаления воздушных пробок устанавливают ручные воздухоотводчики – краны Маевского. Прибор представляет собой клапан игольчатого типа.

Как спустить воздух из батарей отопления. Кран Маевского. Многоэтажный дом. Радиатор холодный.

Краны выпускают двух видов, с поворотной ручкой или винтом. В первом случае инструмент не понадобится, а во втором варианте будет нужна отвёртка. Для того, чтобы сбросить пробки, производят действия в определённом порядке.

  1. Приготовить ёмкость (например ведро), отвёртку и разводной ключ.

  1. Разводным ключом поворачивают пластиковую головку крана так, чтобы спускное отверстие заняло бы крайнее нижнее положение.

  1. К нижней части крана Маевского подносят емкость для сбора воды.
  2. Жало отвёртки вставляют в шлицы винта и начинают медленно его поворачивать против часовой стрелки.

  1. Сначала будет слышен звук выпускаемого воздуха, затем появится прерывистая струя воды.
  2. Нужно дождаться, когда струя станет сплошной и будет стекать равномерно и бесшумно.
  3. Удалять воду из радиатора прекращают, заворачивая винт обратно.
  4. Для профилактики специалисты советуют процесс повторить через 1 – 2 часа.

Удаление воздуха с помощью автоматического воздухоотводчика

Прибор часто называют поплавком из-за принципа его действия. Автомат устанавливают, как в горизонтальном, таки вертикальном положении.

Несмотря на удобство, нужно периодически проверять дееспособность отводчика. Автоматический прибор не выдерживает наличие загрязнений в теплоносителе. Поэтому данные приспособления стараются не устанавливать в многоквартирных домах с централизованным отоплением.

Стравливание воздуха в старых домах с чугунными радиаторами

Чугунные батареи в прошлом для разводушивания оснащались обыкновенными водопроводными кранами. Их вваривали или ввинчивали в заглушки торцов верхних коллекторов. Спуск воздуха осуществлялся открытием крана. Процесс практически похож на способ спуска воздуха с батареи используя кран Маевского.

Встречаются батареи без воздухоотводов. В этом случае воздух спускают, отвинчивая гаечным ключом одну из верхних заглушек чугунного радиатора.

Как удалить воздух из батареи под давлением без крана Маевского. Не повторять!

Спуск воздуха через термостат

Бывают такие случаи, когда застройщик не установил на радиаторах устройство для сброса воздушных пробок, а вместо них на каждой батареи были смонтированы терморегуляторы. Можно попытаться выпустить пробки, откручивая крепёжную гайку термостата.

5 Как найти воздушный пузырь в системе отопления

Завоздушенный участок можно отыскать по тактильным ощущениям или на слух. В первом случае вы обходите все радиаторы (по направлению движения теплоносителя) и трогаете их рукой за верхнюю и нижнюю часть. Если одна из батарей окажется холоднее предыдущих, то в этом месте, скорее всего, и скопилась проблема. Поэтому краник Маевского нужно открывать именно у этой батареи, отключив (по возможности) ее от обратки.

Иногда пробку можно определить на звук. Частично заполненная воздухом батарея продолжает работать, но циркулирующий в ее внутренностях теплоноситель издает характерное журчание. И если вы услышали этот «ручеек» в комнате, то просто идите на звук и найдите проблемный радиатор.

Причем редкие стоны и скрипы в трубах не имеют к пробкам никакого отношения. В большинстве случаев они сигнализируют о возможных перепадах давления или гидроударах в арматуре. Это, разумеется, не очень хорошо, но к воздушной пробке не имеет никакого отношения.

Опасные последствия завоздушенности батарей отопления

Скопления газов в отопительной системе приводит к образованию воздушных пробок. Радиаторы становятся холодными, насос не может продавить теплоноситель через воздушные заторы. Это может привести к тому, что выйдет из строя не только насос, но и сам котёл. Отсутствие нормальной циркуляции воды в системе вызовет их перегрев и в итоге поломку.

В местах мелкого скопления воздуха, который не сильно влияет на нагрев радиаторов, могут возникнуть очаги коррозии. Кислород активно вступает в связь с металлом батареи, что вызывает появление ржавчины и разрушение стенки сегмента отопительного прибора.


Результат коррозии коллектора батареи от воздушных пробок

Система отопления без воздушных пробок

Чтобы в индивидуальной отопительной системе воздух не скапливался на проблемных участках, а выходил наружу, необходимо:

  • правильно спроектировать и смонтировать трубопровод, грамотно установить радиаторы;
  • использовать автоматические и ручные воздухоотводчики.

Рассмотрим, как выгнать воздух из системы отопления с естественной циркуляцией и верхней разводкой

При обустройстве трубопровода важно соблюсти такой угол наклона, при котором воздушные пузырьки свободно перемещаются вверх, в самую высокую точку контура, не скапливаясь на поворотах и пологих участках. В самой верхней точке такой системы должен быть установлен расширительный бак открытого типа, через который пузыри воздуха попадают в атмосферу

Стравливание воздуха из отопительной системы с помощью автоматического воздухоотводчика

Чтобы стравливать воздух из системы с принудительным движением теплоносителя или гравитационной системы с нижней разводкой, используется иной принцип. Под уклоном монтируются обратные трубопроводы (это упрощает слив жидкости из системы), а в верхней точке всех отдельных контуров ставят автоматические клапаны, через которые воздух сбрасывается по мере накопления.

Помимо автоматических воздухоотводчиков в системе задействуются и ручные краны Маевского. Такие воздухоотводчики монтируются на радиаторы отопления – на верхний патрубок с противоположной стороны от трубы, подающей нагретый теплоноситель. Чтобы воздух попадал в клапан, а не скапливался в верхнем коллекторе радиатора, прибор отопления рекомендуется устанавливать под небольшим углом. Сброс воздуха выполняется вручную по мере необходимости.

Как найти воздушную пробку?

В идеале система самостоятельно справляется с завоздушиванием благодаря автоматическим клапанам, через которые стравливается воздух. Обнаружив, что отдельный прибор отопления или часть контура не работают должным образом, необходимо найти место, где образовалось скопление воздуха.

Потрогайте радиатор — если его верхняя часть холоднее нижней, значит, туда не поступает теплоноситель. Чтобы выпустить воздух, откройте кран Маевского, установленный на стальном, алюминиевом или биметаллическом радиаторе, либо вентильный кран, который монтируют на чугунные батареи.

Как определить воздушную пробку в батарее

Определить место завоздушивания можно и по звуку — в нормальных условиях теплоноситель движется практически бесшумно, постороннее бульканье и звуки перелива возникают из-за препятствия в потоке .

Металлические трубы и приборы отопления простукивают легкими ударами — в местах скопления воздуха звук заметно звонче.

Избавляемся от воздушной пробки

При наличии ручных воздухоотводчиков на радиаторах, проблем с тем, как убрать воздух из батарей, не возникает. При помощи отвертки или штатного ключа немного вывинчивается шток крана Маевского, при этом под сливное отверстие подставляется подходящая емкость (достаточно полулитровой стеклянной банки). Спуск воздуха из системы отопления с помощью ручного воздухоотводчика сопровождается шипением и свистом, затем появляются брызги, после чего теплоноситель начинает течь тоненькой струйкой. На этом этапе кран Маевского следует закрыть.

Обратите внимание! Если батарея продолжает плохо греть после развоздушивания, проблема может крыться в засоре. В этом случае прибор отопления демонтируют и промывают

После установки радиатора на место заново, проверьте систему на наличие воздушных пробок.

Чтобы удалить воздушную пробку из системы отопления, если она скопилась в стороне от воздухоотводчика (ручного или автоматического), поступают следующим образом :

  1. Открывают ближайший к воздушному пузырю воздушный кран или клапан.
  2. Начинают понемногу подпитывать систему теплоносителем, чтобы жидкость за счет увеличения объема вытеснила воздушный пузырь в сторону открытого воздухоотводчика.

Автоматический воздухоотводный клапан с угловым подключением

Что делать в сложных случаях, когда пробку не убирает добавление объема теплоносителя? В такой ситуации помимо увеличения количества теплоносителя требуется добавить давления, нагрев жидкость до критических температур. Следует действовать предельно аккуратно, чтобы не ошпариться брызгами, сопровождающими сброс воздуха через автоматический клапан.

Важно! Если пробка систематически формируется на одном и том же участке трубопровода, врежьте в этом месте тройник и установите автоматический клапан

Чем опасны воздушные пробки?

Попадание воздуха внутрь водяной отопительной системы – явление очень распространенное. И реагировать на него следует незамедлительно. Хотя некоторое количество воздуха в системе может показаться не опасным, оно нередко становится причиной более серьезных проблем.

А иногда завоздушенность радиатора или труб позволяет выявить поломки или огрехи в монтаже отопительной системы.

Наличие воздушных пробок обычно проявляется в виде неравномерного прогрева отдельных элементов системы, например, радиаторов.

Если устройство заполнено теплоносителем лишь частично, его работу сложно назвать эффективной, поскольку помещение недополучает часть тепловой энергии, т.е. не прогревается.

Если верхняя часть радиатора отопления остается холодной и прогревается только его низ, скорее всего, устройство завоздушено, нужно спустить воздух

Если воздух скопился в трубах, он препятствует нормальному продвижению теплоносителя. В результате работа отопительной системы может сопровождаться довольно сильным и неприятным шумом.

Иногда часть системы начинает вибрировать. Наличие воздуха в контуре вызывает активизацию различных химических процессов, например, может вызывать распад кальциевых и магниевых гидрокарбонатных соединений.

Это приводит к образованию углекислоты, что нарушает кислотно-щелочной баланс теплоносителя. Повышенная кислотность способствует усилению коррозионного воздействия на элементы отопительной системы, что может привести к заметному сокращению срока их службы.

Кроме того, химические процессы, протекающие под воздействием высокой температуры, вызывают отложение на стенках труб и радиаторов известняковых осадков, создающих плотный налет.

В результате просвет трубы уменьшается, характеристики отопительной системы изменяются, она работает с меньшей отдачей. Большое количество известкового налета может полностью забить трубы, их придется прочищать или даже полностью заменять.

Наличие воздуха в автономной системе отопления может свидетельствовать о процессах, способствующих появлению осадка и засорению труб отопительного контура

Если в схему отопления включен циркуляционный насос, наличие воздуха в системе может пагубно отразиться и на его работе. Подшипники этого устройства рассчитаны на постоянное пребывание в водной среде. Если в насос попадет воздух, подшипник будет работать в режиме сухого хода, что вызовет его перегрев и поломку.

Причины наличия воздуха в системе

Специалисты выделяют несколько основных причин скопления воздуха в системе центрального отопления: растворенные в воде газы, неправильное наполнение системы, диффузия и недостаточная герметичность.

Вода (из водопровода или колодца) в обычном своем состоянии содержит в больших количествах не только соединения кальция и магния, но и растворенный кислород. Наполняя такой водой систему отопления, вы автоматически добавляете в нее и воздух. Количество растворенного кислорода зависит от давления и температуры воды. Чем выше давление воды (что как раз характерно для водопровода), тем больше в ней растворенного кислорода, который затем выделяется из воды в систему.

Схема двухтрубной лучевой горизонтальной разводки системы отопления.

Неправильное наполнение системы водой является одной из самых распространенных причин образования воздушных пробок в системах отопления. Многие не знают, что вода должна заливаться медленно с одновременным удалением воздуха из радиаторов. Если же заливать воду слишком быстро, то возникают воздушные пузырьки, которые попадают в систему и вызывают ее завоздушивание. Добавление жидкости в системе должно соответствовать принципу: чем разветвленнее отопительная сеть, тем медленнее необходимо ее заполнять. Как показывает практика, оптимальным является наполнение в течение часа системы одного этажа.

Еще одной причиной воздушных пробок является диффузия. Диффузия – это физический процесс, заключающийся в проникновении молекул одного вещества между молекулами другого. В данном случае имеется в виду то, что полиэтиленовые или полипропиленовые трубы, которые используются в системах отопления, пропускают кислород из воздуха. Чтобы избежать этого, все трубы должны быть покрыты специальным антидиффузионным покрытием, которое не позволяет кислороду проникать в систему отопления.

Наконец, отопительная сеть просто может быть негерметичной, а потому воздух проникает в трубы через неплотные соединения.
Чем грозит скопление газов системе отопления?

Схема работы регистров отопления.

Наличие газов в системе может привести к различным проблемам, таким, как холодные и шумные радиаторы, быстрый износ циркуляционного насоса и коррозия оборудования.

Наиболее часто встречаемая проблема, связанная с наличием в системе газов, – это завоздушенные радиаторы. Из-за наличия в радиаторах отопления воздушных пробок возникает их неравномерный прогрев, что можно определить на ощупь. Если нижняя часть радиатора горячая, а верхняя – холодная, значит, в ней присутствует воздушная пробка. Тепловая эффективность таких радиаторов снижается, что приводит к снижению температуры в помещении. Чаще всего от завоздушивания страдают радиаторы на верхних этажах и те, которые расположены ниже распределительной сети. При этом от радиаторов, в которых образовалась воздушная пробка, идет постоянный шум и клокотание, что неприятно для слуха.

Схемы обвязки котлов.

Воздух в системе отопления не только снижает эффективность и срок службы радиаторов, но также влияет на износ циркуляционного насоса. В насосах, используемых в отопительных сетях, роль смазки выполняет проходящая через них вода. Если же вода перемешана с пузырьками воздуха, возникает так называемый эффект сухого трения. При этом не только происходит более интенсивный физический износ подшипников насоса, но также выделяется дополнительное тепло, которое влияет на вал и скользящие кольца насоса, что тоже снижает срок его службы. Перед тем как запустить насос после долгого перерыва, необходимо удалить из труб и радиаторов максимальное количество скопившихся газов.

Наличие в воде растворенного кислорода в сочетании с гидрокарбонатами магния и кальция приводит к образованию углекислого газа, который является агрессивной средой для многих материалов с точки зрения коррозии. И если завоздушенность радиаторов определяется довольно быстро, то коррозия проявляется через определенное время, нанося за это время ущерб отопительному оборудованию.

Признаки и способы устранения воздушных пробок

Перед отопительным сезоном батарею в доме или квартире нужно обязательно развоздушить. Проблема в том, что участки скопления воздушных пузырьков обладают более низкой температурой, чем остальные места. Это негативно сказывается на эффективности отопительной системы.

Если сбой случился в отопительный сезон, его можно распознать по следующим признакам:

  1. Радиатор прогревается неравномерно. В большинстве случаев верхняя часть системы холоднее, чем нижняя.
  2. Трубы подводки в одних местах холодные, а в прочих — теплые.
  3. Вся система отопления бурлит и издает посторонние звуки.
  4. Конструктивные элементы дребезжат. В такой ситуации нужно незамедлительно выгнать воздух из системы, в противном случае системе может потребоваться дорогостоящий ремонт.
  5. При простукивании выявляются пустоты.
  6. В трубах есть протечки, появляются небольшие трещины и отверстия.

Кроме того, металлические сплавы, длительное время контактируя с воздухом, часто покрываются коррозией, что также отрицательно сказывается на сроке службы всего отопительного оборудования.

Существует несколько методик продувки отопительных батарей. Для решения проблемы необходимо заранее приобрести разводной ключ и отвертку. При этом поблизости нужно держать тряпки и объемную емкость для слива воды (ведро, таз и т.д.).

Кран Маевского

Чаще всего этим приспособлением оснащены отопительные радиаторы в городских квартирах. Оно представляет собой игольчатый клапан, который находится в верхней части радиатора. Существуют модели, оснащенные рукоятью из прочного пластика.

Для применения такого крана не нужно перекрывать стояк и ожидать, пока теплоноситель достаточно остынет. Для прокачки воздуха нужно выполнить следующее:

  1. Под кран Маевского необходимо поставить тазик, в который будет собираться вода.
  2. На воздухоотводчик желательно положить тряпки. Это позволить добиться плавного стекания жидкости.
  3. Открывать кран следует медленно. При этом можно услышать свистящий или шипящий звук, свидетельствующий о выходе пробки воздуха.
  4. Затем из приспособления должна стекать тонкая струйка воды. Больше его не нужно открывать. Эксперты советуют за 1 раз сливать минимум 20-22 л теплоносителя, иначе может произойти повторное завоздушивание системы.

Автоматический воздухоотводчик

Это приспособление работает автоматически и не требует человеческого участия. Воздухоотводчик может устанавливаться на вертикальный или горизонтальный отопительный радиатор. Устройство реагирует на объем теплоносителя.

Из недостатков приспособления специалисты выделяют лишь то, что материал, из которого он сделан, разрушается под воздействием химических примесей из состава теплоносителя. Предотвратить поломку можно, если использовать водяные фильтры и регулярно менять кольцо-уплотнитель.

Проверка монтажа системы отопления

Иногда воздушные пробки в отопительной системе образуются вследствие неправильного монтажа коммуникаций, особенно в частных домах.

При установке нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • радиаторы монтируются под небольшим уклоном к стенам;
  • при установке труб, необходимо соблюдать уклон в 5 мм на каждый метр;
  • элементы отопительной сети рекомендуется заранее оснащать воздухоотводчиком (автоматическим или краном Маевского);
  • вход теплоносителя должен иметь маленький подъем, а выход — небольшое понижение;
  • котел также рекомендуется оснащать воздухоотводчиком.

Если эти правила монтажа не были нарушены, воздух в системе скапливаться не будет.

Виды воздухоотводчиков и мест их установки

Установка такого крана не требует особого профессионализма. Главное выбрать кран правильного размера. Перед установкой нужно слить воду из вашей батареи, а затем выкрутить заглушку в пробке радиатора. Для большей надежности можно намотать на резьбу ФУМ-ленту.

Автоматический воздухоотводчик.

Автоматический воздухоотводчик устанавливается в самых высоких местах отопительной системы, поскольку газ легче жидкости и поднимается наверх. Специалисты рекомендуют ставить отводчик за котлом, на коллекторах и на самых высоких точках, где проходят трубы.

Цены на такое оборудование начинаются с 300 рублей.

Сепаратор воздуха.

Принцип действия этого устройства основана на отделении газа от жидкости и удаляет из системы все микропузырьки и растворенный в воде кислород. В конструкции применяются специальные PALL-кольца, и все микроскопические пузырьки воздуха отлавливаются их поверхностью. Помимо улавливания пузырьков, сепараторы так же ловят грязь, циркулирующую в системе.

Устанавливается сепаратор сразу после котла, так как большинство кислорода высвобождается из воды при нагреве и их лучше всего удалять сразу.

Такое оборудование можно назвать продвинутым и цены на него, соответственно, выше – от 10 тысяч рублей.

Многоступенчатая система.

Считается самым эффективным методом удаления воздуха, скопившегося в трубах и радиаторах. Заключается он в том, что комбинируется несколько видов устройств в одной схеме. Обычно выглядит следующим образом:

  1. Кран Маевского на батареях.
  2. Автоматический воздухоотвод рядом с котлом.
  3. Воздухоотводы на коллекторах.
  4. Сепаратор после котла.

Самый лучший вариант обычно обходится большей ценой, чем остальные и наш случай не исключение. Точная цена формируется из конкретной схемы.

Признаки и последствия завоздушенности системы

Если котельный агрегат работает исправно, температура теплоносителя на подаче соответствует норме, а батарея при этом не справляется с нагревом помещения, проверьте в системе отопления наличие воздуха. Воздушные пробки в радиаторах — частое явление, на их наличие указывает неравномерность нагрева прибора, когда верхняя часть остается холодной. Завоздушенность батареи в первое время незначительно снижает ее теплоотдачу, но если проблему вовремя не решить, скопившийся газ перекроет путь теплоносителю и помещение не получит полноценного обогрева.

Пузыри воздуха мешают свободному движению теплоносителя из-за сужения канала, и это провоцирует появление специфических звуковых эффектов. К признакам возникновения пробки относится шум в трубах, клокотание, бурление. В сложных случаях добавляется и вибрация труб.

Завоздушивание системы отопления

Небольшие пузырьки воздуха, которые еще не сформировали пробку, но уже активно выделяются из теплоносителя, превращают его в водовоздушную смесь. Она опасна для циркуляционного насоса, не приспособленного перекачивать газ. На валу насосного агрегата установлены подшипники скольжения, которые должны располагаться в жидкой среде. Высокое содержание воздуха в теплоносителе приводит к преждевременному износу элементов из-за эффекта сухого трения.

Если не стравить воздух из системы отопления, его избыток в теплоносителе может привести к остановке или поломке циркуляционного насоса. Это опасно для твердотопливных котлов, не оснащенных автоматикой: когда циркуляция остановится, в водяную рубашку котла перестанет поступать охлажденный теплоноситель. Перегрев и вскипание жидкости в замкнутом пространстве грозит взрывом, если не сработает группа безопасности.

Зная, как удалить воздух из системы отопления, можно справиться с воздушными линзами в радиаторах, выполненных из материалов, склонного к коррозии и зарастанию. В воздухе содержится углекислый газ и кислород, и они способствуют процессу распада солей кальция и магния, которые растворены в воде. Реакция протекает с выделением углекислоты. Под воздействием высоких температур гидрокарбонатные соединения формируют слой известкового налета, а углекислота способствует коррозии металлических поверхностей. В результате батарея быстрее выходит из строя.

Скопившаяся грязь в отопительной системе способствует выходу из строя радиатора

Чтобы исключить неприятные последствия, запустив систему отопления дома после летнего перерыва, следует проверить ее на наличие воздушных пробок. Если она завоздушена, оперативно примите меры по устранению проблемы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий